суббота, 21 января 2017 г.


Урок 3. Первая программа в Pascal.

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal.

Виды величин

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Что такое величина? Величина — это отдельный информационный объект, хранящийся в памяти компьютера. Существуют две классификации величин. Мы рассмотрим каждую в отдельности.
величины
Более подробно мы поговорим о них в последующих уроках.
В свою очередь числовой делится на два типа.
числовые
Привожу сразу обозначение этого типа в Паскаль
Символьные тоже делятся на два типа.символьные
Вторая классификация величин.величиныКонстанта — значение неизменно. Переменная — значение может меняться в течение работы программы. Переменные обозначаются символическими именами, которые называются идентификаторами. Как присвоить значение какой либо переменной? С помощью команды присваивания! Команда присваивания в Паскаль: < переменная >:= < выражение >

Первая программа на Pascal

Структура программы в Паскаль

Заголовок
Program <  имя переменной >;
Объявление переменных и констант
const <Символическое имя> = <выражение>;
var <Однотипные переменные> : <тип>;
Раздел операторов
Begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;

end.

Ввод и вывод в Паскаль

У вас, наверняка, возникает вопрос: «Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора:

Для ввода:

  • read(Переменную)
  • readln(Переменную)

И для вывода:

  • write(Текст в  »)
  • writeln(Текст в »)
«В чем разница между read и readln, write и writeln?»: снова озадачитесь вы. Ответ прост. Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как  Line), то курсор переносится на следующую строку.

Hello, World на Pascal

Теперь вы готовы написать первую программу.
Program Hello_World; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду}
Begin
Write('Hello, World!');
End.
Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение предлагаю решить несколько задачек этого типа.
Задача 1.  Требуется запросить имя пользователя, а затем вывести «Привет, <имя>!» Для решения этой задачи нам потребуется строковой тип данных — string.
Program Hello_boy_girl; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду}
var name: string; {объявляем name -- это новая переменная}
Begin
Write('Введите свое имя: '); {так как мы используем write, курсор будет мигать после двоеточия}
Read(name); {Считываем все, что ввел пользователь}
Write('Привет,',name,'!'); {Обратите внимание!Переменная отделяется от кавычек ЗАПЯТЫМИ!}
End.
Задача 2.  Требуется узнать сколько лет пользователю, а затем вывести  «Вам  <возраст> лет». Очевидно, что для решения этой задачи нам потребуется целочисленный тип данных — Integer.
Program How_old_are_you;
var years: integer; {объявляем years -- это новая переменная}
Begin
Writeln('Сколько вам лет?'); {так как мы используем writeln,каретка будет мигать под надписью}
Read(years); {Считываем все, что ввел пользователь}
Write('Вам ',years,' лет.'); 
End.
Ну, вот и все! Все, что я хотел рассказать вам в сегодняшнем уроке. Вы узнали, что такое величина в Pascal, и выучили основные типы. А также научились создавать простейшие линейные программы. Более подробно про типы в PascalABC.Net мы поговорим в следующих уроках. Кстати, про PascalABC.Net. Понятно, что писать программы на листочках бесполезно, и вы должны тренироваться на компьютере. По этой ссылке скачайте последнюю версиюPascalABC.Net для Windows.
Вот, как выглядит интерфейс программы при запуске.
PascalABC.Net
P.S. Давайте выделим две особенности Pascal:
  1. Паскаль НЕ чувствителен к регистру, то есть  и program, и Program, и PrOgRaM для него ничем не отличаются. А потому с самого начала привыкайте писать в нижнем регистре, чтобы при переходе на другой язык программирования не испытывать никаких проблем с этим;
  2. Имя программы в Pascal не играет никакого значения, оно не несет в себе никаких полезных функций. Если хотите вы можете просто не писать ЕГО!
P.P.S.  В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux,  Mac OS  и Windows. А если у вас не  Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N.

Комментариев нет:

Отправить комментарий